Надежных нет

Надежных нет

Крах «Ланта-тур» обнажил проблемы туристического рынка

Елена Данилович

Финансовая несостоятельность «Ланта-тур» заставила бизнес-сообщество проанализировать ситуацию на туррынке. Представители бизнеса и Российского союза туриндустрии признали: проблема в «волчьих» законах рынка, когда каждый игрок старается забрать себе как можно больше туристов у конкурента. Главный вопрос — какие меры помогут предотвратить новые банкротства туркомпаний.

Во время пресс-конференции, посвященной ситуации вокруг «Ланта-тур», представители Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина и Юрий Барзыкин отметили, что причиной разорения являются демпинговые войны, из-за которых туроператоры продают туры себе в убыток. «По моим подсчетам большая часть рынка продает туры со средним минусом $248 с каждого туриста. То есть торгуют в убыток, ниже себестоимости тура на рынке», — говорит Тюрина.

Туроператор может увеличивать свой оборот, привлекая больше клиентов за счет выхода на новые направления, но спрос на них часто переоценивается. Чтобы переманить туристов у конкурентов, которые вышли на это направление раньше, туроператоры закупают большее количество блоков в гостинице и продают турпакет по более низкой, чем у конкурента, стоимости. Это вынуждает других игроков искусственно занижать цены.

Тюрина отмечает, что сейчас 40–45% всех туров в России продаются ниже себестоимости. Например, экскурсионные туры в Европу продаются на 120 евро ниже себестоимости, горнолыжные туры — на 180 евро. На дальних направлениях эти суммы еще выше. Например, Доминикана в среднем продается на $230 ниже себестоимости, Индия — на $300, Таиланд — на $320.

Средний по объемам рынка российский туроператор является посредником между туристом, авиакомпаниями и владельцами отелей. На массовых направлениях он закупает оптом большое количество мест в самолетах и гостиницах, что делает стоимость проживания ниже, чем при самостоятельном бронировании. Турист приносит деньги в турагентство, турагентство выплачивает их туроператору. Но средства не всегда сразу направляются в отель, чаще зависая у туроператоров в обороте. У такого бизнеса нет крупных сторонних инвестиций, также как и активов, которые позволяли бы увеличивать маржу. Например, собственной сети отелей, самолетов и автобусов. Тогда туроператор смог бы продавать турпакеты по цене ниже, чем у конкурентов, но себе в плюс, а не в убыток. По словам Тюриной, когда туроператору не хватает оборотных средств, он расплачивается новыми кредитами, полученными от банков, за предыдущие туры, «использует их на затыкание старых дыр». Также он может поступать и с деньгами туристов. Когда происходит кассовый разрыв и банк отказывается давать новые средства, выстроенная пирамида рушится.

Читайте также  Избирательные участки открылись в Польше на втором туре выборов в органы местного самоуправления.

Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе отмечает, что большинство туроператоров не удовлетворили финансовые результаты 2011 года. «Серьезные проблемы начались в 2010-м, когда, оправившись от кризиса, туроператоры были вынуждены гнаться за объемами и новыми направлениями. Революционные восстания в Северной Африке подкосили спрос на туры вплоть до конца 2011 года», — отмечает Ломидзе. В таких условиях многие начали демпинговую войну на выживание. Она отмечает, что в конце 2011-го многие делали ставку на новогодние продажи, но ожидания туроператоров не оправдались. Поэтому эксперты предсказывали банкротство «средних» представителей бизнеса. Крах компании «Ланта-тур» может усугубить ситуацию. В РСТ предрекают снижение спроса на турпакеты и раннее бронирование.

Ломидзе считает, что увеличение объема страховых и финансовых гарантий должно спасти рынок от недобросовестных компаний и помогать в случае банкротства. Ответственность «Ланта-тур» была застрахована по максимуму — на 100 млн руб., что не помогло ей остаться на плаву. Вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин предлагает ввести разные виды страхования, в том числе и отдельных туров. «Сам турист должен знать, на какую сумму он застрахован в случае возникновения проблем. Нужно также считать размер страховой ответственности туроператора исходя из его годового оборота». Кроме того, считает специалист, «в стране должна быть введена независимая оценка финансовой состоятельности туркомпаний». Но этому могут препятствовать сами туроператоры. Генеральный директор компании «Тез Тур» Владимир Каганер рассказывал агенству Rata News, что никто не сможет залезть в дела компании и на самом деле выяснить, где спрятана «тумбочка с деньгами».

В Европе туристическая отрасль саморегулируется, к тому же за рынком туроператоров следят специальные консульства, комментирует Аня Экерфогт из Всемирного совета по путешествиям и туризму. «У многих туроператоров есть своя отдельная цепочка небольших отелей, авиа- и автопарки. Очень развита система привлечения сторонних инвестиций», — отмечает она. Глава отдела по работе с туроператорами Европейской ассоциации туроператоров Ник Гринфилд отмечает, что многие западные компании торгуются на бирже, что вынуждает их публиковать отчетность.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий